Kievbuilding

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шулявка

E-mail Печать

Шулявка

Шулявка - историческая местность, рабочий поселок. Пролегает между Лукьяновкой, Караваевыми Дачамы, р. Лыбидь и ул. Чорновола , вдоль проспекта Победы (до ул. С. Перовской). В дореволюционный период к Шулявке причисляли также и Кадетский гай. Название - от «Шелвова Борка» (низкорослые лесок с большим количеством лужаек), который упоминается в древнерусских летописях 10 - 11 ст. В 17 в. также упоминается как Шелвов борок и Шелвово сельцо. В18 в.- как село Шулявка, Шулявщина (бл. Лыбеди) или Шульжанського двора Софийского монастыря. В1847г. Шулявка перешла в собственность государства. С середины 19 ст. до 1912г. Шулявка частями входила в границы Киева. В это же время здесь постепенно формировалось рабочее поселение. Что же касается Гарматного шляха, то это - страница времен Первой мировой войны. Правда, читать ее надо с 1882 года, когда швейцарец Яков Гретер вместе с немцем Филиппом Мозером открыли на казенных дачах Шулявщины предприятие под названием "Киевский чугунолитейный и механический завод" (сейчас -- завод "Большевик"). Но вскоре компаньоны поссорились, и на место Мозера прибыл подданный Австро-Венгерской империи Иосиф Криванек.
Тогда-то и загремела слава модернизированного предприятия, переименованного в "Киевский машиностроительный и котельный завод "Гретера, Криванека и К.". Несмотря на довольно мирный профиль продукции, выпускаемой заводом, его деятельность переплеталась с военными поставками. Например, металлические скобы на предприятии изготавливались из отдельных деталей винтовок Бердана ("Берданок"), снятых с вооружения русской армии после окончания русско-турецкой войны 1877--1878 годов.
В 1914 году история повторилась: на заводе "Гретера и Криванека" ремонтировали и перекрашивали искореженную военную технику, после чего отправляли на фронт. Особенно шулявцам запомнились пушки (гарматы). Орудия вывозили с "черного хода" завода в условиях "чрезвычайной секретности" и по проселочной дороге транспортировали в сторону железной дороги. Так и появилось название дороги- Гарматнная. А когда здесь отстраивалась улица, за ней сохранилось прежнее наименование.
Формированию нового планировочного района на Шулявке способствовало сооружение первого в России Политехнического института на одном из холмов вблизи Брест-Литовского шоссе. Строительство Политехнического института (1898-1902 гг.) и закладка силами студентов парков у института и Пушкинского парка, открытие зоопарка (1908 г.) превратили Шулявку в новый район города, население которого увеличилось за 15 лет в 5 раз.
В 1920-х — начале 1930-х годов Киев развивался в, основном, в западном и юго-западном направлениях, а городская застройка имела веерообразный характер. Шулявка в те годы называлась Жовтнивка (от Октябрьской революции 1917г.) Наряду с общественными и административными зданиями в этот период строились и жилые дома, но количество этих домов было недостаточным. Так, в 1930-х годах были возведены дома №№ 22 и 23 (дом работников завода «Большевик») и дом № 47 по Брест-Литовскому проспекту. Дом № 30 был построен по проекту архитектора Н. В. Холостенко в стиле конструктивизма и украшен декоративным фризом (дом специалистов).
Почти всю старую застройку одноэтажной Шулявки снесли еще в 1950–70 годах 20 века. Одна из главных магистралей Киева — Брест-Литовский проспект (ныне проспект Победы). Первые реконструктивные работы были проведены здесь в 1956—1959 гт. на углу Брест-Литовского просп. и ул. Пархоменко (на железнодорожном пересечении). Вдоль правой стороны поточно-скоростными методами возвели большой комплекс 5- и 8-этажных жилых домов из крупных стеновых кирпичных блоков. Между проспектом Победы и реконструированной ул. Борщаговской построен  современный жилой массив. В прежние годы на месте ЗАГСа – Бермудского треугольника – располагалась нефтебаза, и улицу Шолуденко до 1957 года называли Керосинной. Современную улицу Борщаговскую и линию скоростного трамвая проложили только в 1970-х, Сейчас здесь, в «треугольнике» проспекта Победы, улиц Борщаговской и Политехнической, – микрорайон «Политехнический» или, как говорят, «на КПИ». Коренная реконструкция нечетной стороны проспекта Победы протяженностью более 500 м в квартале, между ул. Борщаговской и Политехническим пер. начата в 1966 г. (архитекторы В. Е. Ладный, 3. Г. Хлебникова, М. П. Будиловский, инженеры В. Б. Галкмский Н. Б. Шлайн). Здесь возведены 9-этажные секционные и точечные жилые дома из крупных панелей. Они поставлены торцами к проспекту и отделены от него 1- и 2-этажными сооружениями культурно-бытового назначения, которые протянулись на 420 м вдоль тротуара. Торцевые стены оформлены майоликой с крупномасштабным рисунком.
Застройка просп. Победы повлекла за собой и реконструкцию Борщаговской ул. Она начинается у этой магистрали, идет вдоль железнодорожного полотна и вливается в просп. Космонавта Комарова. Ее расширили до 50 м в связи с тем, что здесь в 1978 г. прошла линия скоростного трамвая.
В послевоенные годы на территории, занимаемой Шулявкой выросли дома современной постройки. Здесь можно увидеть и «стлинки» и «хрущевки» серий 1-438-6 и 1-480, а также 9-этажные дома серий 1-кг-480.
 Сейчас все больше и больше появляется домов постройки последних лет. Это чаще всего высотные дома точечной постройки, оборудованные по последнему слову современной техники. Особое внимание сегодня уделяется многофункциональным комплексам, включающим в себя объекты жилищного, социального и общественно-делового назначения. Одной из причин разработки комплексной застройки, является необходимость выноса промышленных зон за пределы города. На этих территориях могут быть созданы общественные, коммерческие и жилые постройки. На сегодняшний день в Киеве насчитывается более 100 промзон, многие из них расположены на Шулявке, которые рано или поздно будут вынесены из города. Площадь территории одного промышленного предприятия может достигать 300 гектаров и больше, и создавать на этой территории, к примеру, один торговый центр не резонно и не эффективно. Поэтому возникает необходимость разработки комплексной застройки освобождаемых территорий.