Kievbuilding

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Киевская недвижимость Статьи о строительстве Бани, бассейны, камины, печи Печь и камин: стиль исполнения в современных украинских ресторанах

Печь и камин: стиль исполнения в современных украинских ресторанах

E-mail Печать

 

Область применения каминов, печей и барбекю, все более развивающаяся в последнее время — рестораны, клубы, кафе и т.п. Причем камины и печи здесь используются зачастую не только как часть интерьера или для отопления, но и для приготовления пищи.
Но ни печь, ни камин, ни даже барбекю не могут быть «сами по себе», они должны вписываться в окружающий интерьер, соответствовать общему стилю ресторана. Поэтому здесь пойдет речь о существующих стилях и тенденциях в оформлении современных ресторанов (хотя все это, в полной мере, относится и к интерьерам городских квартир или коттеджей).
      Сейчас практически каждый уважающий себя ресторан в меню предлагает, как минимум, четыре вида мясных блюд: жареное, пареное, копченое, тушеное. Но далеко не каждый может себе позволить иметь открытую жаровню, коптильню, мангал, вертел, а существующие заводские электрические мангалы и вертела лишают блюда аромата древесного дыма, а специальные жидкости с привкусом копчености не дают истинного удовольствия гурманам, привыкшим есть только что выращенное и только что приготовленное.
      Интерьер украинского ресторана издавна считался у гурманов театральной декорацией, где сходились обычные люди, бизнесмены и политики не столько для еды, сколько для приятного время провождения в кругу друзей, артистов, цыган. Украинский ресторан — это редкое, дорогое, необычное зрелище с лихим сюжетом, иногда дракой, но чаще самоутверждением и «пропиской» в табели о рангах в высших слоях общества.
Украинская классика в архитектуре ресторанов запечатлена в изысканных интерьерах известных Киевских ресторанов, где оформляются декораторами с элементами фольклора украинской глубинки, где роскошь соседствует с аляповатой безвкусицей. Уважающий себя клиент, заходя в первый раз в ресторацию, сначала «поведет ноздрей», затем окинет взглядом публику и только потом примет решение оставаться ему или нет в «сем заведении». И уж. только в ожидании заказа он начнет рассматривать интерьер. Так что, владельцам ресторанов следует тщательно позаботиться о чистоте воздуха, спрятать воздушные короба и вентиляцию от любопытных глаз.
      Особое место в имидже ресторана отводится наружной световой рекламе. Стилизованным каллиграфическим или рубленым шрифтом, клинописью или иероглифами название ресторана подчеркивает свою непохожесть и оригинальность. Удачно и правильно выбранное имя — залог процветания и долголетия.
      Рассмотрим направления стилеобразующих тенденций на формирование украинского стиля нового времени.

Неоклассицизм

Подражает классицизму, но без конкретно-исторического содержания. Пластическая фор-ма, «притянутая» к ценностям и моде реального времени. Это более распространенный тип интерьеров в московских ресторанах, чем чисто классический, по одной причине: он более демократичен и вписывается в самые замысловатые помещения со сложной планировкой.
Полированные мраморные колонны с резными капителями, холодные гранитные полы, настоящие тканые гобелены, камины с позолотой в стиле барокко и замкового украинского классицизма заставляют посетителей приосаниться и вести себя, как подобает настоящему, коренному украинскому пану. И возникает чувство гордости за Украину. Раз есть такие рестораны в Украине, значит это — одна из столиц мира, значит, есть у украинцев национальное самосознание.

Рустик

Рустик в переводе с латинского обозначает простой, грубый. Причем это относится не только к камню, но и к дереву, ткани, керамике. Грубая необработанная поверхность в со-четании с утонченным узором, полированным камнем и стеклянной дверцей украшает каждый второй ресторан. Рустик наиболее популярен в современных клубах и ресторанах. Колотый, рванный камень: туф, песчаник, доломит, известняк, гранит, мрамор, покрытый каменным лаком — основной декоративный элемент отделки интерьера в стиле рустик. Камин в рустике удачно сочетается с модерновой мебелью и хайтековской электронной аппаратурой. Создавая рустиковские интерьеры, дизайнеры иногда путают его с кантри, но у кантри свое лицо.

Кантри

Это народный стиль. Его отличительная особенность в иногда чрезмерном увлечении народно-патриотическими мотивами в убранстве интерьера. От кантри новоукраинский стиль позаимствовал элементы декоративно-прикладного искусства: керамику, майолику, глазурь, орнамент. Часто интерьеры декорируют булыжником, скалой, галькой, создавая подобие первобытного очага.

Авангард

В авангардном поиске принимают участие все: прораб, хозяин, архитектор, дизайнер. В результате появляется интерьер эклектический, а иногда безликий. Но если в геометрических формах присутствует чувство меры, то он становится достойным украшением современного интерьера ресторана или загородного дома. Как правило, от авангарда в новый стиль привнесена только яркая контрастная колористика. Смелое сочетание несочетаемых цветов, эклектичный китч (смешение стилей) присущи некоторым «новоукраинским» интерьерам. Но в процентном соотношении они ничтожны, и говорить о влиянии авангарда на новый украинский стиль, как мы считаем, было бы сильным преувеличением.

Конструктивизм

Конструктивизмом увлекаются выпускники университетов, вчерашние научные сотрудники, которые часто навязывают свое мнение заказчику. В этом стиле отсутствуют золотое сечение, пропорции, грамотная цветовая гамма, сочетание с интерьером.
Зато присутствуют очень важные элементы: надежная конструкция, пожарные нормы, высокий КПД каждого дюйма площади, которые соответствуют всем требованиям ГОСТа.
Пластичные и декоративные элементы находятся в подчинении у инженерных несущих конструкций: каркаса, купола, фундамента, перекрытий, балок, сводов.
От конструктивизма новый украинский стиль взял рациональное членение пространства, выпуклость конструкторских деталей и колонн, превращенных в достойное украшение интерьера. Балки, тяги, фермы, пилоны не прячутся под декором, а выпячиваются, и на них делается дизайнерский акцент, подчёркивая «конструкторский, инженерный менталитет заказчика».

Модерн

Близок к авангарду и эклектике, но с претензией на оригинальность. Киевские дизайнерские фирмы охотно работают в этом направлении, т. к. для автора-дизайнера это — полигон для осуществления своих творческих идей.
Модерн настолько ярко отличается от украинского классицизма, что почти ничего не привнес из растительной и дугообразной графики в «новоукраинский» стиль.

Арт деко

Стиль Арт деко явился результатом смешения множества новаций, развивавшихся в кон-це XX века почти одновременно. Арт деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Создатели этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление авторских изделий. В их производстве использовались цен-ные и дорогие материалы — змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотичес-кая древесина. Для стиля характерны подчеркнуто закругленные, «струящиеся» фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и другими выпуклыми объемными деталями.
Интерьер Арт деко абсолютно и необычно сочетает в себе восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы, образцы прикладного искусства первой половины XX века. Стиль Арт деко использует самые разные декоративные элементы в интерьере с яркими и смелыми цветовыми сочетаниями. Интерьеры, оформленные в этом стиле, производят впечатление суммы отдельных компонентов. Для него характерны и прямые, и ломаные линии, четкость графических форм. Из материалов используются черное дерево, перламутр, стразы-бриллианты, камень, ткани, стекло, бронза, керамика.
Очень популярный и распространенный в свое время Арт деко и в наши дни остается эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши.

Восточный стиль

От востока новый  украинский стиль позаимствовал каменные полы, ковры, вышивку, блеск и роскошь.
Куртуазная эстетика сераля, присущая арабским дворцам и гаремам, перенесенная в современный московский ресторан, придает ему особый восточный колорит, где мирно уживаются роскошь и аскетичность, ханжество и пуританство. Классические мусульманские интерьеры с сурами из Корана, с мужской и женской половиной в городских квартирах в Украине практически не прижились, несмотря на то, что мусульман в многонациональной Украине достаточно много.
Но тоска по востоку остается. Это — как дань своим предкам. Ибо часть предков наших тоже с востока. И древнейшие украинские корни (по одной из версий) уходят в Персию. Якобы из Персии пришли первые кочевники на берега Понта-Эвксинского и дали начало великому потомству, распространившемуся за 4 тысячелетия от низовьев Днепра до Полярного круга и Аляски. Кровное родство, заложенное в генах, притягивает наши взоры к восточным амфорам, персидским коврам, дамасским шелкам.
Восточные рукотворные интерьеры в современных условиях приобретают новую эсте-тическую самодостаточность. Это не подражание и не копирование, а родное жилище, в котором легко дышится, рождается потомство и где каждая мелочь — продуманная, на которой процарапаны вехи истории.
Наиболее распространены в Украине интерьеры в стиле восточного гарема или дворца. Особенно это касается пунктов общественного питания: ресторанов, кафе, ночных клубов, казино, залов приема. В их интерьеры вложен огромный труд дизайнеров и декораторов: необходимо делать все быстро и качественно. Заказчик, как правило, не хочет ждать. Значит, надо уже «жить и дышать Востоком» еще до оформления заказа. Делать дворцовый интерьер в стиле барокко или украинского классицизма несравненно престижней и легче. Чтобы создать же грамотный восточный классический интерьер, необходимо иметь солидный багаж знаний и обладать утонченным вкусом и чувством цвета, дабы не превратить интерьер в свалку или музей.
Сдержанно-ностальгический восточный интерьер — массовый не только в Украине, но и в таких развитых арабских государствах, как Саудовская Аравия, Кувейт, Турция, ОАЭ. В этих странах, достаточно европеизированных по уровню градостроительства, архитектуры и декорирования жилья, присутствует современная «модерновая» мебель,  электроника, дээспесшные стенки и весь набор «хайтековских заморочек»: никель, хром, стекло, алюминий. Но есть и ностальгия, и уважение к своим дедам, прадедам и более дальним предкам. Это преемственность и связь поколений. Это тысячелетняя культура колыбели цивилизации.
Полы и стены в домах восточного Левантэ (Средиземноморье) по традиции выкладывают камнем: мрамор, гранит, оникс, доломит. Раскаленное солнце не дает правоверным мусульманам возможность днем полноценно работать, поэтому с утра они проводят деловые встречи в холодных каменных домах, а ближе к вечеру идут на работу.
После камня самый распространенный элемент интерьера — керамика, ковры и вышивка. Ковры из овечьей, верблюжьей, козьей шерсти везде: на каменных полах, на глиняных стенах, на лежанках, на пороге и так далее. И буйство вышитых скатертей. Все женщины в доме вышивают гладью, вприкреп, крестом. Отсутствие зверей и птиц на вышивках объяснятся тем, что по Корану правоверным мусульманам запрещено изображать творения Аллаха. А вот растительность можно, и, следуя этому закону, мусульмане ухитряются изображать диковинную и сказочную растительность, создавая фантастические орнаменты.
Украинские предприниматели, занимающиеся ресторанным бизнесом, успешно решают комплексные вопросы инфраструктуры, сервиса, меню, рекламы, охраны своего бизнеса. Если раньше доминантой в интерьере было количество посадочных мест, а отсюда — ог-ромные пространства, то сейчас маленькие клубные ресторанчики твердо заняли свою нишу в ресторанном бизнесе и успешно конкурируют с ресторанами быстрого обслуживания и ресторанным общепитом. Утомительная для глаз ритмическая перспектива столов и потолочных щитов и случайные, неудачные пропорции непременно сказываются на самочувствии персонала и гостей. Удачное дизайнерское решение интерьера ресторана выполняет главную задачу — экономическое процветание бизнеса. Архитектурные бюро и дизайн-студии привносят в проекты ресторанов свой стиль и аромат, комфорт и неповторимость.
Функциональное зонирование пространства ресторана, как правило, подчинено движению взгляда по часовой стрелке: слева от входа — гардероб, далее — смотровая площадка, зона ожидания, экспресс-зона, фонтан, бассейн, столовая зона, бар, VIP-зона. Стилевая форменная одежда — немаловажный штрих в имидже ресторана.
При проектировании интерьера помещения обязательно учитываются маршруты дви-жения официантов, посетителей, артистов и т. д. Ведь движение — это жизнь и своеобразная красота заключается в том, как движутся в пространстве люди, предметы, лифты. Движение глаза, ног, рук, вращение двери — все подчинено единому темпоритму заведения. И если вы хотите, чтобы музыкальный ритм движения кельнеров и официантов совпадал с биением пульса вашей кухни, продумайте до мельчайших подробностей, кто, как и зачем будет открывать двери, окна, ставни, жалюзи, крышки и все другое, что вращается в петлях. Ведь от этого тоже зависит процветание вашего бизнеса.
Малые архитектурные формы в интерьере ресторана или клуба занимают ничтожно ма-лую площадь по сравнению с инженерным оборудованием и мебелью. Их доля составляет не более 8% от основного, служебного и полезного пространства. Так, камин, смонтированный в углу банкетного зала занимает, не более 2 м2; а мини-бассейн с фонтаном (4 м2) выполняет сразу несколько дизайнерских задач: создается центр композиции пространства, гармонично «вписываются» в композицию несущие колонны, зрительные акценты отвлекают внимание от пустых и безликих поверхностей. Альпийская горка (1 м2) с зеленым плющем не причиняет неудобств. Зимний сад или флорариум (4 м2), вписанный в эркер, притягивает к себе гостей. Аквариум (2 м2) с рыбками и водорослями в течение вечера радует глаз клиента, наблюдающего за игрой, прятками, догонялками золотых рыбок. Сауна с комнатой отдыха (20 м2), обшитая апашевой и липовой вагонкой, распространяет душистый запах тропического леса и липовой рощи.
Совсем не обязательно разоряться на весь набор архитектуры малых форм (33 м2). Иногда достаточно только аквариума и камина, которые органично впишутся в интерьер и созда-дут необходимый уют.
При размещении малых архитектурных форм также учитывают маршруты движения гостей и обслуживающего персонала. Самый простая планировка: справа от входа у стены — альпийская горка, далее против часовой стрелки — зимний сад в эркере или у окна, еще левее — камин, и в центре композиции — мини-бассейн высотой 0,5 м. Входящие посетители инстинктивно поворачивают взгляд направо, это касается также сидящих за столом. Эту особенность человеческой психики необходимо учитывать при планировке ресторана. Необходимо принять во внимание, что мини-бассейн с фонтаном и подсветкой относится к сложному инженерному оборудованию. Здесь важно все: гидроизоляция, инфильтрация, электробезопасность, цветение воды и т. д. Решение этих проблем лучше переложить на плечи профессионалов, которые все просчитают и предложат самый оптимальный вариант.
Камин как символ достатка и респектабельности ресторана играет едва ли не главную роль в экономическом процветании заведения. Постоянные клиенты и новые посетители выбирают столик поближе к теплому очагу, особенно зимой. Являясь средоточием внимания и темой для разговора, камин создает особую атмосферу интимности, привнося с ароматом дымка и треском поленьев незабываемые ощущения своей исключительности, талантливости, блистательности в компании друзей, удобно расположившихся вокруг камина. Минимализм в архитектуре и декоре камина пока еще остается в моде, как и в повседневной жизни. Подчиняясь этим веяниям, архитекторы, проектирующие каминный зал в ресторане, следуют естественной логике минимализма: камин должен быть демократичен, универсален и без претензий. Учитывая большие размеры каминного зала в ресторане, необходимо соблюдать грамотное сочетание пропорций камина с площадью зала.
Камин должен органично смотреться на фоне колонн, окон, сцены, бара, мебели.
Чаще всего камин в ресторане располагают вдоль самой длинной стены, добиваясь наиболее выгодного соотношения между дверными проемами или расчленяя стену гармоничными пропорциями камина. Маршрутные карты движения обслуживающего персонала и гостей составляются таким образом, чтобы в пределах 10 метров от очага не было мельтешения ног, сверкания подносов и бабочек вышколенных официантов.
Немаловажную роль в декоре каминного зала ресторана играют изделия из мягких пород камня: песчаника, известняка, доломита, туфа, травертина, чешмы.
Обычно, если здание старое, камин ставят на месте бывшей печи и подключают к сущест-вующему дымоходу. Если дымохода нет, его монтируют по внешней стороне здания из утепленной нержавеющей трубы. Нелепо смотрятся камины в ресторане с чугунной кас-сетой и с термостойким стеклом. На сегодняшний день самые большие чугунные топки в портале имеют размер 700 х 900 мм. Теперь мысленно поставьте такой прямоугольник на место будущего камина, и, отойдя на 20 метров, вы его практически не увидите. Поэтому портал топки должен быть открытым и иметь размер не менее 1000 х 800 мм, так чтобы огонь был виден со всех сторон. Если по пожарным нормам открытый огонь не допускается, то можно установить электрокамин с голограммой. Каминные аксессуары из кованого металла или хромированные защитные экраны завершат каминную экспозицию. Разнообразные по стилю исполнения — каменные, в деревянной раме, в стекле и металле — камины украшают интерьер и не причиняют никаких хлопот обслуживающему персоналу. А как приятно смотреть на рыжие языки пламени, как завораживают взгляд блики огня, отражающиеся в мраморных колоннах, гранитных столешницах и паркетном полу!
Совсем иное дело — содержание зимнего сада и аквариума. Необходимо иметь в штате специалистов по уходу за растениями и рыбками. Или совмещать должности: повар-фитодизайнер, бармен-ихтиолог, официант-дендролог...
Зимний сад должен быть открыт для взгляда посетителей с трех сторон, и в нем необходимо присутствие двух важных компонентов — свежести и оригинальности. Не следует идти по примитивному и банальному пути: привычные пальмы, фикусы в запыленных кадках и слащавые герани. Лучше юные, свежие, как будто омытые дождем, яркие и сочные аспидистра, самшит, венерин волос, фатсия, которые привлекают взгляд сильнее, чем рельефная, холмистая альпийская горка. Хотя и ее можно удачно скомпоновать из валунов и ослепительно белых или зеленоватых окатышей мрамора, гранита, базальта, туфа, доломита. Ярким пятном на альпийской горке может стать воробейник или шафран.
Специалисты ресторанного бизнеса подсчитали: компания из пяти-шести человек сидит за столом пять-шесть часов, при этом каждый из них встает из-за стола по самым разнообразным причинам, по крайней мере, два раза. При этом они замечают все, что попадает в поле их зрения: фонтан, сцену, камин, зимний сад, альпийскую горку. И в следующий визит они обязательно попросят столик рядом с камином или фонтаном. Удачное сочетание пропорций в подборе каменного декора, деревянной облицовки способствуют экономическому процветанию заведения. Многоуровневая и многоярусная планировка пространства ресторана расчленит зрительно любой, самый примитивный, прямоугольник. В дизайне необходимо уходить от казенно-казарменной прямоугольной и диагональной планировки и всячески стараться разбить пространство на ярусы, уровни, плоскости. Посетителям необходимо создать праздник не только для живота, но и для глаз. Взгляд постоянно должен за что-то цепляться, останавливаться на многоплановом интерьере, который притягивает к себе чем-то очень романтично знакомым. У кого-то в памяти возникнет картина детства — полати, печка, лежанка, а кто-то мечтательно будет рисовать свое будущее гнездышко — балкон, терраса, лестница. Достаточно ввести в интерьер ресторана фальш-балкон или полуколонну с резными каменными узорами, и вы сразу увидите перемену настроения у ваших гостей.
Примитивное прямоугольное пространство можно расчленить также передвижными стеклянными витражами с оригинальной подсветкой. Цветное мурановское стекло в ла-тунной или свинцовой протяжке на витражных перегородках создают комфорт-интим. Как бы отгораживаясь от посторонних глаз полупрозрачным стеклом, посетитель в то же время сам остается наблюдателем. Стеклянные витражи — универсальны, они вписыва-ются в любой, самый изысканный интерьер. Но главное — чувство меры. Не опускаться до примитивности и аляповатости. Всеядность, смешение стилей в декоре, мебели и архитектуре стали причиной разорения многих питейных заведений.
Особенность клубных ресторанов — они имеют свой четко обозначенный стилевой ак-цент в дизайнерском решении: ресторан-грот, ресторан-баржа, ресторан-ностальжи. Следуя четко поставленной задаче, ресторан приобретает свой имидж, и его нельзя спутать ни с каким другим. Возникает особая атмосфера домашнего уюта. Все обращаются друг к другу по имени, так как знакомы уже не один год. Гости гордятся своим рестораном, а хозяин гордится своими гостями. Здесь не бывает недомолвок, конфликтов и обсчетов. Здесь все продумано до мелочей, и даже свечи горят по особенному. Но возникает следующий нюанс — это мир предметов. Иной раз одна ма-ленькая деталь интерьера завершает и объединяет разорванное пространство кабинета или зала. В Киеве сейчас появилось множество бутиков, предлагающих всевозможный антиквариат и безделушки, но чтобы разобраться в них, нужен хороший вкус. Доверьте предметный мир специалисту, который подберет необходимое количество статуэток, подсвечников, картин, цветов, утвари необходимого качества.
Найдется не так много клубных ресторанов, которые функционируют более пяти лет без ремонтов и переделок, хотя поднять руку на привычный уклад и столь милый сердцу ин-терьер порой очень тяжело. Но время неумолимо движется вперед, диктует свои правила, новую моду. И уж если вы решились изменить интерьер своего детища, продумайте все до мелочей или доверьтесь профессионалам.
Наши предки в совершенстве владели искусством зодчества, архитектуры и дизайна, на-деляя акцентирующие элементы и доминанты самыми мистическими символами: «царские врата», «дверь в святая святых». Некоторые из них стали совсем нарицательными: варшавские окна, венские окна, арочная дверь, шведская стенка и т. д.
А черты нового стиля: роскошь и фешенебельность, чопорность и аскетичность, здоровый образ жизни и хайтековский рационализм в полной мере воплощаются в интерьерах новых украинских ресторанов. И именно в интерьерах ресторанов, как нельзя лучше, проявляется вся широта истинно украинского духа, его радушие, доброжелательность и хлебосольство.